Abstract:
В статье на основе анализа и сравнения современных научных источников и работ Яна Амоса Коменского рассматриваются философско-педагогические идеи выдающегося педагога о смысле и назначении образования. Отмечено, что на современном этапе развития педагогической науки и практики мы еще не полностью проникли в глубину сущности философско-педагогических взглядов этого педагога, которые и поныне считаются основополагающими для обоснования проблем дидактического характера. Констатировано, что философско-педагогические идеи выдающегося педагога находят свое отражение в действующих образовательных документах (Концепция «Новая украинская школа») и в практике образования в Украине: идея улучшения мира, образование как индикатор уровня развития общества, значимость внешней и внутренней свободы для духовного развития человека, умение жить и действовать в условиях позитивной свободы, приоритетность принципа природосообразности, индивидуальный подход к каждому ребенку, радость от открытия нового и от самопознания. Определяются тенденции и перспективы развития образовательной среды на идеях компетентностного подхода. Отмечается, что рецепция идей Я. А. Коменского, их новое прочтение и осмысление могут стать эффективным источником энергии педагогического разума, стимулируя его способность к самообновлению в современных сложных и противоречивых реалиях.