Abstract:
В статье уточнена сущность понятия «академический рисунок» как познавательной деятельности, направленной на глубокое осмысление принципа изобразительности с рукотворным использованием ограниченного количества графических выразительных средств (линия, точка, штрих, пятно, тон) в рамках заданного пространства картинной плоскости для графического воспроизведения действительности по принципам мимезиса и изоморфизма. В авторской интерпретации цифровой рисунок определяется как инновационный сегмент изобразительной подготовки, требующий применения современных компьютерно-художественных графических технологий. Он делится на гибридную, редуктивную и виртуальную разновидности и является вспомогательным методическим арсеналом художественно-графической подготовки. Установлено, что в цифровом рисунке, так же, как и в академическом, происходит визуализация информации благодаря умению художника «рассуждать с карандашом в руках» в сочетании с интуитивными методами познания, рационально-логического и эмоционального-образного мышления, инсайта и синтеза науки и искусства. С учетом этого, отмечается целесообразность интеграции академического и цифрового рисунка. В то же время признано, что сейчас это есть довольно стихийной и неотрефлексированной художественно-педагогической практикой. Исходя из обоснования познавательного, инструментального, тренировочного, корректирующего, художественно-образного и творчески-развивающего значения очерченной интеграции выдвинута гипотеза о том, что изучение академического рисунка и его цифровой технологии будет достаточно эффективно для совершенствования системы художественно-графического сегмента изобразительной подготовки будущих специалистов художественных специальностей. Для ее подтверждения проведен художественно-графический педагогический эксперимент, результаты которого показали повышение качества выполнения реалистического изображения куба у значительного числа студентов экспериментальной группы, чего не было зафиксировано в контрольной группе. Сделано обобщение, что интеграцию академического и цифрового рисунка следует признать положительным художественно-педагогическим процессом, поскольку в нем наблюдается взаимовлияние и взаимообогащение художественно-графических методов и приемов.